Наши офисы и партнеры зарубежом

Чтобы узнать подробную информацию, нажмите на изображения офисов и культурных центров. Информация о центральном офисе в Цюрихе: www.prohelvetia.ch

Поддержанные проекты >

Уральский «Пикник» Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера

При поддержке Про Гельвеции в  Музее современного искусства PERMM открылась выставка швейцарских художников Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера  «Пикник» . Это первая в России тотальная инсталляция, которая заняла всю площадь музея.

Дуэт Штайнер и Ленцлингера уже бывал в России — в 2009 году художники  представляли свою большую инсталляцию во время 3 Московской биеннале. В 2015 году швейцарцы решили отправиться вглубь страны, в один из самых крупных городов Урала – Пермь.

Направление, в котором работают художники называется  sitespecific. Особенность этого метода в том, что произведение современного искусства создаётся в конкретном пространстве, с которым оно органично связано. Именно поэтому они Йорг и Герда побывали в Перми в феврале 2015 года и уже тогда началась подготовка к проекту: художники  знакомились с местами и людьми, увидели, как выглядят город и край зимой, напитались впечатлениями. После этого и возникла идея тотальной инсталляции, под названием «Пикник», которая включала бы в себя все пространство музея, все три этажа.

Пикник – метафора творческого счастья. Художникам нравится это естественное состояние отдыхающего человека, когда он может разглядеть природу, быть синхронным её естественным ритмам, быть философичным, не стесняться быть пафосным, осознать своё не такое уж большое место на Земле.

Форма тотальной инсталляции, к которой прибегают художники, занимая все три этажа музея, отрицает классическую дистанцию между зрителями и произведением, они не могут «быть снаружи», вне произведения. Зрители – не только соавторы и рабочая сила художественного процесса (они по замыслу художников продолжат «наращивать» инсталляцию в процессе её экспонирования), но так же неотъемлемая часть произведения – двигатели, которые приводят в движение сложные механизмы художественных смыслов.

Вот что говорят сами художники и куратор музея о своем проекте:

Герда Штайнер: «Эта выставка — результат проекта «Swiss Made in Russia» и в то же время имеет глубокую связь с природой и историей Пермского края. «Пикник» состоит из трёх частей.  Первая часть – это поклонение первоначальной, сложной и разнообразной красоте жизни. Вы входите в тёмную комнату, где видеопроекции освещают различные объекты. Каждое мгновение рождается новая, уникальная композиция. В углу комнаты расположен соляной алтарь,  ведь соль это символ дружбы для многих культур по всему миру».

Йорг Ленцлингер: «На втором этаже зрители попадают на пикник. Это место для встреч и разговоров, для еды и наблюдений. Зрителей окружает вид из окон музея и светлые, легкие и беззаботные работы в зале. И третья часть инсталляции – место для зимней спячки. Зрители могут надеть костюм медведя и выбрать себе любое убежище для сна, а после записать свои «медвежьи» сны и мечты».

Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея PERMM: «Для нас было важно пригласить художников, которые владеют уникальным методом, позволяющим зрителю с помощью искусства посмотреть на свою жизнь со стороны. Технология сайт-специфик позволяет музею превращаться в нечто большее, чем просто музей. Этот метод созвучен нашей концепции. Мы хотим, чтобы посетители приходили к нам и чувствовали себя комфортно в музейном пространстве. Выставка «Пикник» имеет глубокий социальный смысл, так как это образ приватной, комфортной коммуникации. Речь идёт о трансформации музея как места, куда можно прийти с друзьями не для того, чтобы рассматривать предметы искусства, а чтобы находиться среди них. Это должна быть сказочная, невероятная история, где сами зрители будут создавать художественное пространство, станут его полноправной частью».