Наши офисы и партнеры зарубежом

Чтобы узнать подробную информацию, нажмите на изображения офисов и культурных центров. Информация о центральном офисе в Цюрихе: www.prohelvetia.ch

Участники резиденций

Алена Папина: «быть художником легитимно»

Алена Папина

Хореография и перформанс

Резиденция Rote Fabrik (Цюрих) с 1.02.2021 по 29.03.2021

Коуч: Angela Stöcklin
https://angelastoecklin.com

Подробнее о резиденции Алены Папиной

Алена Папина — танц-художница, хореограф, педагог и куратор современного танца, исследовательница site-specific искусства, community developer, автор текстов, основательница Looks Like Dance Company. В сфере её интересов: исследования пространства через тело, социальный и политический аспект в искусстве, развитие сообщества современного танца и междисциплинарный подход в искусстве.

В Rote Fabrik Алена продолжила site-specific исследования как в теоретическом, так и в практическом плане. Рассматривая Швейцарию как «безопасное пространство» во время простестных активностей в России, Алена искала способ не впасть в эскапистский туристический взгляд на окружающее пространство, а попробовала соединить эти два противоположных мира — тревожные новости о родине из Facebook и мирные пейзажи Швейцарии.

Про Гельвеция Москва попросила Алену рассказать об её опыте работы в швейцарской арт-резиденции.

ПГ: Арт-резиденция для вас это: уже привычный «рабочий» инструмент, пространство, где можно работать вне знакомой среды, место для реализации конкретного проекта, исследовательское путешествие, поиск нового и налаживание связей? Какое видение резиденции вам наиболее близко?

АП: Поездка в Цюрих этой весной была моим первым опытом долгосрочной резиденции за границей: я присматривалась к формату и попробовала каждую из перечисленных опций. Сейчас я планирую свою карьеру так, чтобы мои рабочие проекты могли свободно перетекать из одной резиденции в другую, обогащая мою практику — именно поэтому я занимаюсь сайт-специфичным искусством. 

Первоочередным в резиденции становится поиск нового и налаживание связей: понимаешь, что шанс оказаться в другой стране в таком статусе уникален, и этой возможностью хочется пользоваться. Учитывая мой журналистский бэкграунд, я всегда относилась к путешествиям как к исследовательским поездкам. Всегда очень тщательно готовилась, читала разные путеводители, ездила на общественном транспорте, изучала еду в локальных сетевых магазинах, знакомилась и жила с местными, пыталась выявить их повседневные привычки, углублялась в контекст через диалоги и наблюдение за проявлениями в разных жизненных ситуациях. В случае с резиденцией добавляется слой культурной миссии: мне кажется важным делиться именами и организациями, которые я нашла, наводить мосты, делать современный танец и современное искусство в целом более видимым. 

Мне нравится быть вне знакомой среды и особенно в разных часовых поясах: вынужденное одиночество пробуждает рефлексию и относительно собственной практики, и по отношению к стране, которую исследуешь. На практике это также сказывается продуктивно: меньше соблазнов отвлечься на бытовые вопросы, больше ментальной свободы и внутреннего позволения потратить много времени на собственно процесс. 

Чем именно вас привлекла швейцарская сцена современного искусства и почему вы выбрали швейцарский контекст и швейцарскую резиденцию для творческой работы?

Мне импонирует швейцарская мультикультурность и компактность: за пару часов можно оказаться в другом языковом и культурном поле, при этом все еще оставаясь в пределах одной страны. Сцена современного танца богата экспериментальными художниками, с которыми интересно коллаборировать и вступать в диалог — я чувствовала, что попала в среду более свободных единомышленников. Некоторых из них я знала лично до поездки, о ком-то была наслышана и знала заочно. Интерес был их подход к планированию — например, отношения к грантам и постоянным гастролям в Европу. 

Помимо рабочих контактов, для меня было крайне важным, чтобы резиденция проходила в месте, находящемся в близком контакте с природой, и Швейцария в этом смысле настоящая находка. Даже в оживленных бизнес-районах воздух ощущается как на даче. Близость гор и обилие озер поддерживают возможность чередовать активную рабочую, социальную фазы и отдых. 

С какими ожиданиями вы ехали в резиденцию? Какие из них оправдались, а какие нет?

В связи с ковидом у меня не было идеи создавать особые ожидания: было понятно, что многое я пойму только на месте, при этом ситуация будет постоянно меняться. Я хотела получить объемное представление о танц-коммьюнити и культурных центрах в Швейцарии, уделить достаточное время собственной физической практике, найти вдохновляющее меня место и коллабор_ку для сайт-специфичного проекта, отснять его и договориться и пост-продакшене — ну и основательно попутешествовать. Так, собственно, и произошло. Единственной проблемой стало сокращение резиденции до 2 месяцев вместо 3 — мне казалось, что я долго раскачиваюсь, хотя времени для всего задуманного было мало. Три месяца были бы оптимальным сроком для того, чтобы реализовать все без спешки — возможно, тогда бы ситуация пост-продакшена не стала бы такой растянутой во времени, как это произошло сейчас.   

Внутри резиденции: как была устроена ваша художественная практика?

Я соотносила происходящее в России со своими внутренними переживаниями нахождения в безопасном месте — нейтральной территории, как себя идентифицирует Швейцария. Я искала возможности выразить это через конкретное место, много исследовала город психогеографически — и так нашла MFO park в Цюрихе. Я много времени проводила там, чтобы понять, как устроена рутина его посетителей, как он выглядит в разное время суток, изучала фактуры, детали и ракурсы — собственно, все это потом перешло в мою работу с Фабьен Эхлер. 

Что внутри резиденции вам показалось наиболее важным – инфраструктура, люди, и пр.?

Инфраструктура и взаимодействие офисов Про Гельвеции с хостами были хорошо налажены, это позволило не терять много времени на логистику и наведение мостов между организациями. Многие бытовые вопросы были решены заранее. Наиболее ценной была возможность постоянного доступа в студию, в любое время, и отсутствие необходимости с кем-то ее делить. Но самым важным в резиденции были, конечно, люди, с которыми я познакомилась.

Помощь коуча – как выстраивалась ваша совместная работа? Как вы оцениваете роль коуча непосрдественно в вашем резиденциальном опыте?

Я думаю, что все зависит от роли случая: с коучем либо происходит мэтч, либо не происходит. На это могут быть разные причины: возраст, эстетика, восприятие, индивидуальные черты характера. Вдвойне сложнее изменить ситуацию, когда коуч назначается без предварительного знакомства — ситуация выбора нивелируется, и приходится работать с тем, что есть. В моем случае полного мэтча не случилось: мне было приятно общаться и проводить время, однако полноценную помощь с контактами, которые бы были в сфере моих интересов, я получила от другой девушки, визуальной художницы, с которой совершенно случайно познакомилась. 

Соотношение исследовательской и «созидательной» части в резиденции – как это было устроено у вас? Где было больше вашего внимания: в исследовании сцены? или в непосредственном творчестве?

В моем случае уместно разделение 50 на 50: первый месяц я отдала исследованию культуры и налаживанию контактов, а второй — собственной практике и непосредственно подготовке и производству. Где-то между первым и вторым месяцами я путешествовала, что совмещало в себе налаживание связей и знакомство с культурой.  

Каким образом вы документировали свою работу в арт-резиденции – были ли это творческие дневники, или простые заметки в телефоне, фотографии? – каков ваш способ фиксировать происходящее в резиденции?

Во время резиденции я фиксировала наблюдения и инсайты текстом в телефоне и блокноте (что попадалось под руку быстрее), записывала на видео и снимала фото как репетиций, так и сам процесс. Некоторые инсайты и впечатления в музеях я наговаривала на диктофон.

Я всегда много фотографирую и составляю посты и сторителы в голове — но, к сожалению, не всегда успеваю за собственным темпом жизни. Во время резиденции я выкладывала свои мысли и фото в сторис Инстаграм-аккаунта @pap_pix и архивировала их в актуальном под иконкой швейцарского флага под разными рубриками. Они до сих пор находятся в открытом доступе, их можно посмотреть. Я все еще хочу вернуться к фотографиям, которые не опубликовала, закончить несколько подборок сторис и опубликовать несколько полноценных постов. Также в голове все еще витает идея поделиться собранными контактами на сайте Around Art.

Кажется, что в графике должны быть отдельные дни, посвященные исключительно рефлексии: дни мемуаров, текстов, разбора фотографий, графических подборок. После интенсивной резиденции хочется пост-резиденцию – некий транзит, который позволяет переварить полученный опыт и поделиться им в публичном формате, на что всегда не хватает времени, если сразу возвращаться в рабочий режим.

Главные открытия, инсайты, которые вы «унесли» с собой по окончании резиденции?

Что быть художником легитимно. Танц-перформанс, как часто концептуальное и экспериментальное искусство в России в целом, находится в очень маргинальной позиции, и долгое пребывание в таком статусе в качестве художницы очень подтачивает и самооценку, и психический ресурс, и веру в собственный интерес. Признание в другой стране и возможность общаться на равных с кураторами, продюсерами, художниками, критиками, наблюдать их открытость и живой интерес во многом дало мне много веры в собственные проекты и силы двигаться дальше, будучи на родине. Захотелось делать больше качественных продакшенов, а не экспериментов на коленке: основательнее подходить к работе со светом, звуком, костюмами, драматургией, приглашать людей в собственные проекты, находить на все это финансирование и не бояться. 

Эхо резиденции: как отзывается опыт в резиденции на вашей текущей практике?

Мы с Фабьен до сих пор работаем над презентацией отснятого нами материала, поэтому для меня резиденция все еще не закончена: мы регулярно поддерживаем связь, обсуждаем идеи, назначаем дедлайны, двигаем проект к презентации. Опыт, полученный в резиденции, формирует мою дальнейшую художественную практику сейчас: я впервые попробовала работать со сменой света в течении суток и костюмом, и эти пробы стали моей базой для дальнейших экспериментов и исследований.

Что вы можете посоветовать коллегам, которые хотят подать заявку на резиденцию в Швейцарию?

Я написала об этом очень подробный пост. Надеюсь, он поможет всем, кто будет работать над заявкой.

Москва, 2021

Фото (с) Алена Папина, Цюрих, 2021