Наши зарубежные представительства

Чтобы узнать подробную информацию, нажмите на изображения офисов и культурных центров. Информация о центральном офисе в Цюрихе: www.prohelvetia.ch

Досье >

IV Уральская Биеннале Современного Искусства

4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Подробнее

C 14 сентября по 12 ноября в Екатеринбурге и городах Уральского региона пройдет 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

Биеннале проводится с 2010 года и является значимым событием не только на локальном, но и на мировом уровне. В этом году в проекте участвуют 127 художников из 23 стран. Цель биеннале – исследование индустриальности как культурного наследия и актуальной практики Уральского региона.

Тема биеннале этого года – «Новая грамотность». По задумке куратора, португальца Жоана Рибаса, выставка основного проекта является инструментом исследования вопроса, каким образом практики современного художественного производства могут стать основой для понимания новой реальности.

Помимо основного проекта, расположившегося в бывшем приборостроительном заводе Екатеринбурга, биеннале включает спецпроекты, параллельную программу, программу арт-резиденций, перформативную и образовательную платформы.

Всего задействовано 20 площадок, в том числе в Москве: в пространстве ГЦСИ пройдет ретроспективная выставка уральского современного искусства.

Арт-резиденции

Программа арт-резиденций – это выставки-маршруты по 27 городам Урала с посещением промышленных предприятий, публичных пространств, в которых показывают инсталляции художников. Цель подобных резиденций – найти точки соприкосновения современного искусства, производственных предприятий Урала, рабочих, художников и местных жителей.

В уральском ГЦСИ разработали 59 экскурсионных маршрутов протяженностью 19 000 км. Экскурсии проходят каждые выходные  до ноября. Акутальное расписание маршрутов – здесь.

В программе арт-резиденций принимают участие швейцарцы: Флориан Граф и Руди Десельер. Работы обоих художников можно увидеть в Екатеринбурге на основной площадке биеннале – в бывшем приборостроительном заводе на улице Горького, 17. Также инсталляция Руди Десельера представлена в кыштымской усадьбе Демидовых, а объект Флориана Графа в городе Сатка.

 Перформативная платформа

Важной частью биеннале является перформанс-платформа, которая формирует в Екатеринбурге новый тип театрального действия, основанного на эстетике постдраматического театра, и задает новый вектор развития театральной жизни города.

Платформа – это место коллаборации режиссеров, актеров, художников, музыкантов, танцовщиков, драматургов, композиторов. В результате их взаимодействия программа биеннале пополнилась разноформатными перформансами и спектаклями в несценическом пространстве.

Главное событие программы – специально созданная для биеннале оратория «Огни Урала».  Один из ее композиторов  – швейцарец Карло Чичери. Подробнее об «Огнях Урала» и Карло Чичери читайте здесь.

_____________________________________________________________________

Организатор: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры РФ

Комиссар биеннале: Алиса Прудникова

Куратор основного проекта: Жоан Рибас

 

Оратория «Огни Урала»

«Огни Урала» – история о строительстве первых заводов и том, как зажигались первые огни на промышленной карте России. В основе проекта лежит созданное в 1932 году к 15-ой годовщине Октябрьской революции либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова.

В первом акте оратории рассказывается о событиях первой половины XVIII века, когда на Урале были построены первые металлургические заводы, литейные цеха и медеплавильные установки. Этот период известен обострением отношений с местным населением Урала –башкирами, которые были против крупномасштабного строительства на своих землях. Ария старого башкира – кульминация первого акта оратории.

Вторая часть – гимн пролетариату и ударникам труда.  Действие переностся в 1932 год, время побед уральского промышленного комплекса.

Художественное и пластическое решение оратории развивает сюжет до масштабов греческой трагедии: солисты и хор рабочих предстают в образе магов и рабов одновременно, приносящих себя в жертву промышленным богам – гигантским фабрикам. Перед зрителям разворачивается завораживающее, почти ритуальное действие, сопровождаемое грохотом и шумом машин.

Постановщики перформанса обращают особое внимание аудитории не только на пафос созидания, но и на все ужасающие и жестокие периоды в прошлом России. Они призывают не допустить возвращения к временам, когда человеческие жизни были принесены в жертву эпохе индустриализации.

Важной частью проекта стал международный творческий обмен: совместная работа над музыкальной партией оратории композитора из Швейцарии Карло Чичери и его российского коллеги Дмитрия Ремезова.

Премьера «Огней Урала» – 14 сентября в Екатеринбургском Центре культуры и искусства «Верх-Исетский».

____________________________________________________________________

Карло Чичери

Музыка второй части оратории «Огни Урала» написана композитором из Лугано Карло Чичери.

Карло Чичери – лауреат множества международных конкурсов, член исполнительного коммитета и глава отдела продвижения ансамбля RepertorioZero, обладатель Серебряного льва 55-й Венецианской музыкальной биеннале 2011 года. Со-основатель группы Crile, исследовательского коллектива Dance, Music и New Media, преподает в Scuola Civica di Musica в Милане, ведет композиторские семинары в Conservatorio della Svizzera Italiana в Лугано.

 

Руди Десельер

Подробнее о художнике

Руди Десельер

Место арт-резиденции: Кыштым, Усадьба Демидовых («Белый дом»)

Саунд-художник Руди Десельер живет и работает в Женеве, где окончил одну из ведущих швейцарских высших школ искусства и дизайна HEAD. Руди создает работы как внутри помещений, так и в открытых пространствах, исследуя в своих инсталляциях возможности звука. Художнику интересны архитектурные элементы, расположение предметов и естественный звуковой пейзаж. В течение 15 лет он исследует медь как источник звука. Работая с особенностями звукоизвлечения с помощью металла, Десельер выводит звук в пространство и создает его визуализацию.

Пространственные инсталляции, созданные Руди Десельером на Кыштымском медеэлектролитном заводе представлены на основной выставке биеннале в Екатеринбурге и в кыштымской усадьбе Демидовых.

Справка: Кыштымская усадьба Демидовых, или «Белый дом» — одна из главных достопримечательностей города. Была основана в 1757 году Никитой Демидовым, сыном основателя известной династии уральских промышленников. В конце XIX века управляющий Кыштымским горным округом Карпинский создал в усадьбе музей минералов, руды и художественного литья. В советское время в главном здании усадьбы размещались различные государственные учреждения: ремесленное училище, школа медсестер, дом пионеров и школа рабочей молодежи. И только в 1979 году в здание вновь вернулся музей

 

 

 

Интервью Флориана Графа на colta.ru

Читать

Флориан Граф

Место резиденции: Сатка, комбинат «Магнезит».

Флориан Граф получил архитектурное образование в Швейцарии, учился в школах искусств Великобритании и США, в том числе по американской программе Фулбрайта.
Особую важность для него представляют взаимоотношение пространства и человека, эмоциональное и психологическое воздействие, которое оказывает на зрителя архитектура. Художник сталкивает архитектуру и социальную среду, создавая поэтическое пространство, в котором воображение и мечтания претворяются в жизнь.
Работы Флориана Графа трижды выставлялись в России. В рамках программы арт-резиденций Уральской биеннале он создал интерактивный скульптурный объект совместно с саткинским комбинатом «Магнезит». Объект представлен в Екатеринбурге и Сатке.

 

Other Dossiers